Инструкция по продаже товаров на Ozon

Ozon – это крупнейший маркетплейс, на сегодня 85 млн. россиян охвачены доставкой или точками выдачи, при этом ежедневно совершается около 370 тыс. заказов. Неудивительно, что многие выбирают эту площадку для своего бизнеса. В этой статье поговорим о том, как продавать на Озоне, о его требованиях, выдвигаемых к партнерам и о преимуществах и недостатках площадки. Во всех вопросах помогал разбираться специалист по работе с маркетплейсами в студии интернет-маркетинга «Директ Лайн».

Условия сотрудничества с Озон

Для того, чтобы начать сотрудничать с Озон, необходимо проверить соответствие товара и статуса продавца с требованиями площадки.

Также стоит упомянуть, что с начала 2021 года в тестовом режиме на Озоне работает продажа услуг, но эта опция пока доступна не всем партнерам, а именно, ограничения действуют на индивидуальных предпринимателей.

Кто может продавать на Ozon?

На момент 2021 года на Озоне работает около 20 тыс. продавцов, и их количество постоянно растет. В отличии от Вайлдберриз, данный маркетплейс позволяет продавать товары исключительно ИП и юридическим лицам, для самозанятых схем сотрудничества не предусмотрено. Если вы задаетесь вопросом о том, как же работать физическому лицу с Озоном, то на площадке предусмотрена регистрация ИП в режиме онлайн, там же предлагается открыть расчетный счет в банке-партнере.

Схемы работы на маркетплейсе

Озон предлагает сотрудничество по двум схемам.

FBS

Fulfillment by Seller (FBS), которая подразумевает хранение, упаковку и обработку заказов силами продавца. При этом маркетплейс берет на себя обязанности по доставке товаров конечному потребителю. Схема работает следующим образом: поставщик размещает товар на витрину, после прихода заказа, Озон уведомляет продавца, после чего тот подготавливает продукцию к отгрузке. Далее курьер от маркетплейса забирает его со склада продавца и доставляет покупателю. На сегодняшний день, эта схема доступна для партнеров, чьи склады находятся в Москве или Санкт-Петербурге. Допускается самостоятельная доставка товара до распределительного пункта Озона.

Если у продавца имеется несколько складов в регионе, то для каждого из них можно настроить приоритет (с какого в первую очередь будет осуществляться доставка).

Эта модель сотрудничества актуальна в случаях:

  • Процесс комплектации и отправки товаров хорошо отлажен. Нужно понимать, что Озон выдвигает серьезные требования к поставляемым товарам. Просрочки по доставке, неточности в комплектации и прочие проблемы с упаковкой, могут привести к понижению рейтинга продавца или блокировке его аккаунта на маркетплейсе.

Если вы продаете малыми партиями, то все равно нужно быть готовым ежедневно (если будут заказы, соответственно) обрабатывать заявки и отгружать товар.

  • Заказ курьера для доставки от продавца до склада стоит определенной суммы денег (примерно 1400 руб. за вызов), поэтому если объем продаж мал, то эти расходы могут стать существенными. Другими словами, выгоднее продавать большими объемами сразу.
  • Продавец поставляет крупногабаритный или дорогой товар.

FBO

Fulfillment by Operator (FBO) – в этой модели хранение, упаковка товара, а также обработка заказов входит в обязанности маркетплейса. Продавец загружает продукцию на витрину площадки, а когда поступает заказ, сотрудники Озона обрабатывают его и отправляют товар покупателю.

Для того, чтобы начать сотрудничать с Озоном по этой схеме, потребуется система электронного документооборота (ЭДО), далее оформляются документы по отгрузке товаров на склад маркетплейса, после чего он доставляется на склад. Любые неточности в документации могут привести к тому, что товар не примут на отгрузке.

Существует вариант доставки в виде системы кросс-докинга. Она построена на дополнительных приемных пунктах, куда можно своими силами привезти товар, а после его уже доставят на склад, однако, эта услуга платная.

К минусам схемы можно отнести:

  • Перед поставкой партии товара на склад потребуется тщательно заполнить накладную, в которой довольно-таки четко следует указать комплектацию продукции, время ее отгрузки, подготовить ряд прочих документов.
  • Не всегда удается отгрузить товар в желаемые сроки, связано это с тем, что на некоторые склады создается очередь из поставщиков. Также бывает, что водителю-курьеру приходится ждать начала процесса отгрузки по несколько часов.

Стоит отметить что, Озон допускает сотрудничество по двум этим схемам одновременно. Поставщик самостоятельно распределяет какую часть товара выгодно хранить на своих складах, а какую отгрузить на склады площадки.

Комиссии, тарифы и выплаты

При продаже продукции, Озон оставляет часть дохода в виде комиссии себе. Ее размер варьируется в широком диапазоне: от 4 до 15 процентов. Все товары на платформе разделены на категории и подкатегории, каждая из которых с точки зрения комиссионных сборов «стоит» по-разному.

Такая большая разница обуславливается тем, что на площадке можно продавать почти все, от продуктов питания до бытовой техники и мотоциклов.

Кроме категории товаров, на конечный размер комиссии влияет схема сотрудничества (FBS/FBO). Вариант модели FBO стоит не на много дороже, хотя функций маркетплейс на себя берет куда больше, чем при FBS. Разберем этот вопрос подробнее.

FBO

Все указанные цены включают в себя НДС.

Этот вариант сотрудничества делится на следующие этапы:

  1. Упаковка и сортировка на складе маркетплейса обойдется в 30 рублей за каждую единицу товара. При этом учитывается его вес: 5 руб./кг, но не более 150 руб. за единицу товара. В эту стоимость входит упаковочный материал.
  2. Стоимость доставки между складами варьируется в зависимости от их дальности друг от друга (специфика маршрута). В итоге выходит 27 или 55 руб./кг, при этом цена не может быть ниже 5 руб. и не более 500 руб. за единицу товара.
  3. Доставка до покупателя курьером Озона будет стоить 4,4% от цены товара, при этом она не может быть менее 20 руб. и не более 120. Стоимость не взымается, если покупатель отказался от товара в момент продажи.

FBS

Также все цены указаны с учетом НДС.

  1. Стоимость отгрузки товара от продавца до склада курьером Озона составляет 1428 руб. за каждый приезд. Как писалось выше, даже в случае обработки одного заказа придется выплачивать указанную сумму. Если возникли проблемы с передачей товара курьеру (не был подготовлен акт приема-передачи или возникли другие сложности), то услуга оплачивается в полном размере. Отменить приезд курьера можно за день, при этом подобное может отрицательно сказываться на рейтинге продавца внутри маркетплейса.
  2. Перемещение товара между кластерами Озон стоит 19 руб./кг веса товара, но при этом не менее 5 руб. и не более 500 за единицу товара.
  3. Доставка до покупателя осуществляется силами Озон, стоимость курьера составляет 4,4% от стоимости товара, но не менее 50 руб. и не более 200 за одну доставку. Если покупатель отказался от товара, то за отправление комиссия не взымается.

И для первой, и для второй схемы сотрудничества предусмотрены дополнительные комиссии:

  • Если состоялся возврат товара, то Озон удерживает 5% стоимости.
  • За утилизацию единицы товара взымается 20 руб.
  • Если товара было отгружено на склад больше, чем указано в УПД-2, то маркетплейс взымает 100 руб. за каждую единицу.

Склады

Склады Озона делятся на центральные и региональные. Те товары, которые находятся в первых, доступны для покупки клиентам по всей территории России. Товары из региональных складов, соответственно, доступны локальным покупателям.

Полный список адресов складов и сортировочных центров можно узнать в официальной справке платформы.

Пошаговая инструкция по продаже товара на Озоне

Первоначально, что требуется от продавца – создать аккаунт на маркетплейсе, сделать это можно на специальной странице.

  1. Регистрация включает в себя указание e-mail адреса, пароля, имени и фамилии, после чего на указанную почту придет письмо. Подтверждаем адрес.
  2. При переходе по ссылке из письма, попадаем на страницу, где предлагается продолжить регистрацию. Здесь указываем локацию, где находится компания, ее реквизиты и категорию товаров.
Изображение 1
  • После заполнения формы попадаем в личный кабинет продавца, здесь сразу предлагается прикрепить дополнительные документы для активации аккаунта. При этом идет пометка о том, что указанные данные будут использоваться при формировании заказов, т.е. важно указать их корректно.

На этом этапе можно сменить тип собственности несмотря на тот, что был выбран при регистрации.

ФИО указывается генерального директора в случае организации, если это ИП, то, соответственно, самого предпринимателя. Напомним, что Озон не предусматривает сотрудничество с самозанятыми.

  • На следующей странице активации заполняем платежные реквизиты.

После прикрепляем документы, подтверждающие юридический статус продавца, например, свидетельство о регистрации, паспорт, ИНН и прочие учредительные документы. Проверка занимает, как правило, сутки.

  • После успешной активации аккаунта можно переходить к загрузке информации о товарных позициях, условиях доставки и т.д.

Выгрузка товаров

Итак, для начала продажи своих товаров, их необходимо выгрузить на витрину маркетплейса. Для того, чтобы продавать определенные категории товаров могут потребоваться сертификаты, которые платформа запросит после загрузки продукции.

Также перед продажей некоторых товаров может потребоваться подтверждение права на их реализацию. В противном случае, подобная продукция будет расценена как контрафактная, а правообладатель может потребовать ее утилизации и компенсации возмещения убытков (ст. 1515 ГК РФ).

Способов загрузки товаров на площадку 4:

  • Вручную, через личный кабинет. Подходит для тех, у кого небольшой ассортимент.
  • С помощью специально подготовленного файла Excel.
  • Из 1C, связав систему с Озон. В таком случае, обмен данными между ними будет происходить автоматически.
  • Через API. Способ позволяет автоматизировать загрузку и обновление информации о товарах.

Рассмотрим первые два способа.

Через личный кабинет

Заходим на страницу добавления: Товары – Добавить товар.

Изображение 2

Система предложит ввести название товара, если подобный уже продается на маркетплейсе, то в таком случае не придется добавлять ряд данных.

Изображение 3

В открывшемся окне заполняем данные: цену, артикул (каждая вариация типа товара, например, отличные по цветам, требует уникального артикула), НДС и добавляем товар.

Изображение 4

Если товара нет на площадке, то его можно добавить самостоятельно, заполнив необходимые данные. В этом случае выбирайте форму добавления расширенных данных, подобная продукция лучше продается.

Изображение 5
Изображение 6

На этапе загрузки изображения товара обязательно ознакомьтесь с требованиями к нему. После загрузки фотографий, кликните по одной из них, чтобы определить главную – она будет показываться первой на карточке товара. Для успешного прохождения модерации, а также для повышения эффективности продаж, используйте только качественные фотографии.

На странице списка товаров можно отслеживать их статус, например, окончание прохождения модерации, к слову, которая занимает от 1-3 дней.

Изображение 7

После модерации каждому товару следует указать количество единиц на складе.

По файлу Excel

Для загрузки товаров путем импорта из файла, зайдите в соответствующий пункт меню.

Изображение 8

Каждая из категорий товаров требует своего шаблона файла, поэтому первоначально предлагается ее указать.

Изображение 9

Внутри файла присутствует инструкция по правилам работы с ним. Заполняем требуемые поля и загружаем обратно в кабинет.

Изображение 10
Изображение 11

Отгрузка товаров на склад

Для отгрузки товаров на склад Озон, следует перейти в соответствующий пункт главного меню. Здесь отмечаем нужные локации складов.

Изображение 12

Далее оформляем первую доставку товара до склада: Продажа со склада Ozon – Заявка на поставку.

Изображение 13

Указываем нужный склад, после добавляем тот товар, который планируем доставить именно на этот склад. Каждой позиции указываем количество единиц, если по итогу на склад придет иной объем, товар не примут.

Указываем дату и время отгрузки товара на склад и переходим к подготовке УПД, которое можно сформировать на платформе маркетплейса в формате XML. Далее этот документ следует выгрузить в ЭДО. В качестве получателя указываем ООО «ИНТЕРНЕТ РЕШЕНИЯ» и отправляем документ на подпись.

После загрузки документа, указываем количество упаковок товара, например, коробы или поддоны. Также требуется заполнить данные об автомобиле доставки (марка, гос. номер) и курьере (ФИО, контактный телефон). Скачиваем пропуск, распечатываем и вручаем водителю.

Что нельзя продавать на Озоне?

Не все товары допускаются к продаже на Озоне, вот основные категории продукции, находящейся под запретом:

  • Алкоголь.
  • Табачные изделия.
  • Оружие.
  • Живые растения.
  • Животные.
  • Драгоценные камни.
  • Пестициды
  • Те товары, которые запрещены законодательством РФ.

Преимущества и недостатки продажи товаров на Озон

Перед тем, как начать продавать на Ozon, следует учесть все его преимущества и недостатки.

К преимуществам относятся:
  • Огромная аудитория активных пользователей как в РФ, так и в СНГ.
  • Маркетплейс взимает комиссию только за закрытые сделки, т.е. по факту.
  • Низкая комиссия (5%) в случае возврата товара покупателем.
  • Два варианта сотрудничества: FBO/FBS.
  • Расширенная аналитика по товарам и продажам внутри кабинета.
  • Возможность автоматизации выгрузки товаров.
  • Наличие партнерских программ.
  • Наличие тендерных закупок.
Как и любая система, Озон имеет ряд недостатков:
  • Дополнительные услуги, например, на доставку и хранение товара, имеют относительно высокую стоимость, зависит от категории товара.
  • Отсутствие возможности продавать товары через платформу в статусе самозанятых. Единственный вариант, как продавать на Озоне физическому лицу – регистрация ИП.
  • Зачисление заработанных средств на расчетный счет компании, скорее особенность, которую следует учитывать.
  • Если планируется использовать склады Озон в работе, то потребуется подключение к системе электронного документооборота.
  • Если на складе имеются остатки непроданного товара, то возврат его продавцу может занять несколько месяцев. Также нередки случаи утери продукции.
  • Для связи с тех. поддержкой требуется формировать специальную заявку, которая может рассматриваться неограниченное количество времени. Иных способов связаться с представителями площадки нет.

В целом, Озон зарекомендовал себя как надежный партнер и эффективный маркетплейс, однако, он подходит не для всех видов бизнеса. Но если же, ваши товары все-таки попадают в список реализуемых на Ozon и вы готовы ко всем действиям, вытекающим из сотрудничества, то советуем протестировать данный канал продаж.

Владимир

Главный по контенту в GeekHacker.Ru

Мы будем рады и вашему мнению

      Оставить отзыв

      GeekHacker.Ru
      Logo
      Shopping cart