Для организации качественного дистанционного обучения недостаточно технологий, надо учитывать методические и педагогические особенности. А именно, организацию занятий, контроля в ходе обучения, учета времени учителя и учеников.
Содержание
План действий для учителя
Рассмотрим, как выбрать технические средства для дистанционного обучения, организовать процесс и контроль. А также, как не утонуть во множестве цифровых сервисов и проводить онлайн-занятия максимально эффективно.
Определите формат: онлайн-встречи или интерактив
Первоначально продумайте, как и сколько по времени будете работать с учениками. Дистанционное обучение можно проводить в онлайн-режиме или через интерактивные учебные материалы. На онлайн-уроке преподаватель объясняет материалы, задает и отвечает на вопросы учеников.
Интерактивные материалы включают инструкции, учебный контент в разных форматах запуска: видео, текст, рисунки. Используя подборку учебных материалов, ученик самостоятельно изучает новую тему. Для решения вопросов необходимо создать внутренний чат с учениками, чтобы не тормозить выполнение заданий.
Составьте план
Определите временной отрезок и спланируйте работу по вашему предмету, отталкиваясь от желаемых результатов. От этого зависит целостность работы. Для этого достаточно ответить на три вопроса: Каких учебных результатов ученики достигнут? Каким образом? Как я могу помочь и как узнать результат?
Опираясь на ответы, составьте план работы, в котором определите, как провести мониторинг, когда и как давать обратную связь ученикам. Будьте готовы собрать учебные материалы.
Дополнительно можете разработать план для учащихся, в который обязательно включите рекомендуемую дату, спланируйте время выполнения работы, сроки, ссылки на материалы, которые могут понадобиться.
Определите способ связи с учениками
Ученики должны иметь точку входа, чтобы запускать обучение, работать с учебными материалами. Используйте платформы готовых решений: блоги, мессенджеры, закрытые группы или электронный журнал как источник связи.
Подготовьте технику для онлайн-уроков
Необходимой техникой для онлайн-преподавания считается микрофон и камера. Качество изображения и звука у встроенной камеры или микрофона низкое, поэтому лучше докупить дополнительную аппаратуру.
Микрофон
Достаточно маленького микрофона с креплением. Петличка прикрепляется к одежде и зачастую значительно лучше встроенных в ноутбук микрофонов. Сколько стоит доступная модель с отличными характеристиками? BOYA BY-M1, бюджет примерно 1700 руб.
Подобные модели отлично захватывают звук, убирают посторонние шумы. Обратите внимание на кардиоидный вариант, модель спереди от лица говорящего пишет звук, при этом игнорирует звуки на фоне. Можно купить недорогую модель с соотношением шума и сигнала до 66 дБ в комплекте с USB-проводом. Прибор способен сгладить недостатки речи, включая гнусавость или шепелявость. Улучшить звук поможет поп-фильтр. Мягкую насадку или небольшой экран устанавливают перед микрофоном, что позволяет исключить резко звучащие взрывные согласные звуки в речи.
Альтернативой микрофону станет специальная гарнитура с закрытыми динамическими наушниками. Оптимальный прибор стоит от 1500 до 3000 рублей, модель глушит звуки в помещении, а микрофон отлично компенсирует шумы.
Камера
Для организации дистанционного обучения подойдёт USB-камера, с креплением на ноутбук или монитор. Минимальные требования к прибору: разрешение 1080P, угол обзора от 65° и частота от 30 кадров в секунду. Дополнительно обратите внимание на наличие полезных функций, например, автофокус, настраиваемый угол обзора, светокоррекцию.
Графический планшет
Графический планшет пригодится преподавателям математики, русского языка, ИЗО. Гаджет позволяет дополнять презентацию прямо во время урока: дописывать формулы, оставлять пометки, подчеркивать члены предложения, морфемы, рисовать графики, картинки, схемы.
Если вы планируете писать и чертить, то выбирайте бюджетную модель до 3000 рублей. Но если собираетесь преподавать рисунок, выбирайте модели, распознающие угол наклона, толщину линии и силу нажатия стилуса. Цена моделей варьируется от 5000 до 30 000 рублей.
Если часто преподаете не дома, покупайте компактную модель, размером не больше ежедневника.
Создайте учебные материалы
Формулировка задания должна содержать обучающую функцию, чтобы помочь ученику самостоятельно разобраться с новым материалом. Добавьте заранее к учебным материалам инструкцию по работе, указывайте время на выполнение задания, рекомендации и подсказки.
Учтите потенциальные вызовы и старайтесь их предотвратить
Распространенные вызовы:
- Ученик не работает на дистанционном уроке также, как на обычном. Прорабатывайте каждого ученика индивидуально. Организуйте совместную работу с одноклассниками, можно добавлять нестандартную подачу материала, индивидуальные консультации и т.д. Избегайте карательных мер, это не замотивирует ученика.
- Большие затраты времени на создание учебного материала. Главная цель создания материала — научить, а не проверить память учеников или умение решать.
- Продумывайте тщательно каждую работу. Ведь на ДО у ученика под рукой интернет и чат с одноклассниками, поэтому качество заданий должно быть на высоком уровне. Поможет предварительная запись урока.
Ошибки и их решение:
- Не составляйте для ученика список заданий, ведь главное — выстроить качественно обучение.
- Не думайте о контроле ученика, сосредоточьтесь на том, как и за что выставить ему оценку.
- Выставляя оценку учитывайте не только итог, но и промежуточные результаты. Ведь, если ученик изучая тестовый материал, ошибается, задает вопросы, работает для самопроверки с тестами, он учится и это стоит отметить дополнительной оценкой.
- Не требуйте отправки фото выполненных заданий на почту. Это должны быть единичные случаи с учениками, которые плохо усвоили материал, нуждаются в обратной связи или пошаговой инструкции.
Выберите цифровые сервисы для ДО
Все сервисы можно классифицировать на несколько групп.
- Онлайн-встречи с учениками:
сервис поможет запустить вебинары, видеоконференции. Бесплатная версия допускает встречи до 40 мин, приглашать можно до 100 участников. Платный тариф не имеет ограничений. Подключение через ПК, телефон. Доступны разговоры голосом, демонстрация видео и общий доступ к рабочему столу.
Трансляция видео через закрытую группу класса, бесплатно и без ограничений по времени.
Трансляция видео через свой аккаунт. Ученикам придется подписаться на вашу страницу, чтобы получить уведомление о выходе в эфир.
Сервис предполагает создание класса, к которому подключаются ученики. Доступно общение, публикация объявлений, заданий, онлайн-встречи. Бесплатный тариф имеет ограничение — 10 участников.
Сервис для проведения встреч. Педагог создает на встречу ссылку, по которой в назначенный час переходят ученики. Функционал: чат, видео, аудио для всех участников.
8х8 Meet
Предназначен для проведения совещаний, видеолекции. Бесплатно имеет ограничение на 50 участников. Доступна версия в браузере, мобильное приложение или скачать программу на ПК.
- Передача учебных данных:
Видео создается через запись на камеру или запись экрана.
Создание скринкаста, видео через веб-камеру или одновременная запись экрана и изображения с веб-камеры. Возможная продолжительность видео не более 15 минут с сохранением на компьютер или публикацией на YouTube. Особенности: регулируемая рамка захвата изображения, пауза и изменение местоположения рамки на экране. Сервис предназначен для записи технических инструкций, уроков, лекций готовых курсов, упражнений, решения примеров.
Через гугл документы можно создавать учебный материал и открывать доступ ученикам. Сделав копию, ученики открывают доступ учителю для комментирования. Конструктор удобен для осуществления мониторинга работ, направления учеников.
Edpuzzle
Сервис для создания интерактивного видео. Удобен для создания викторин с одним правильным ответом, открытых вопросов, комментариев в аудиоформате, текстовых комментариев, аудиотреков. Добавить видео можно с YouTube, Vimeo, National Geographic. В сервисе создается класс, а учитель может просматривать работу учеников над материалом.
- Тесты для самопроверки:
LearningApps — текст с пропусками, классификации, викторины, интерактивное видео.
H5P — интерактивные задания по любым предметам.
Quizlet — флэш карты, игры. Оптимальный вариант для изучения иностранных языков.
- Мониторинг:
Cоздание таблицы продвижения для совместной или индивидуальной работы. Преимущества: удобный интерфейс, выделение цветом, удобный вариант для комментирования и направления ученика.
Teacher.Desmos
Подходит для педагогов точных дисциплин. Доступно: создание учебного материала, самопроверка, аналитика, мониторинг, обратная связь. Разработав интерактивное задание, педагог в режиме реального времени следит за выполнением.
Помогает создавать разные формы интерактива, например, истина-ложь, викторины, классификации, сортировка, выделение текста. Подходит для мониторинга процесса обучения. Есть специальная встроенная функция LaTeX для математиков, чтобы вписывать формулы.
Formative
Инструмент для отслеживания работы учеников с комментариями, обратной связью. Сервис предполагает создание учебного материала, содержащего контент, задание и дополнительные вопросы.
Wizer
Используйте для создания красивых рабочих листов с интерактивными заданиями, обратной связью.
- Обратная связь:
- DirectPoll;
- Google Forms;
- Quizizz;
- Kahoot.
- Платформы для обучения:
- Google Classroom;
- Р7-Офис;
- блоги;
- закрытые группы в соцсетях или мессенджерах;
- canva и др.
Технология проведения дистанционного обучения
Завоевать внимание выпускников на онлайн-уроке сложно, а еще сложнее его удержать, поэтому надо тщательно подготовиться, прежде чем внедрить СДО.
Планируем занятие
Дистанционное обучение классифицируется на два вида. Первый вид — синхронное, где преподаватель работает с учеником одновременно. Например, вебинары, онлайн-уроки и работа по онлайн-доскам. Второй вид обучения — асинхронное, предполагает подготовку материалов учителем и последующее изучение учеником информации в удобное для него время. Примеры — лекции, семинары в записи.
Второй метод удобнее, но имеет минус — сложнее контролировать включенность ученика. Поэтому следует комбинировать разные типы. Например, теорию преподавать в формате записей, а объяснять примеры, проверять домашнее задание можно в режиме онлайн.
Начинаем онлайн-урок
Установить первый контакт поможет приветствие. Расскажите о своем образовании, опыте и увлечениях. После расположения собеседника покажите ученику, что вы отлично владеете предметом и любите его преподавать. В этом вам помогут:
- Анекдоты или интересные факты. Это лучше сухой учебной информации, диктантов.
- Истории из практики.
- Исключение шаблонов.
- Эпиграф.
Удерживаем внимание
Для этого достаточно:
- Держать зрительный контакт.
- Следить за речью.
- Работать с голосом, избегать излишней монотонности.
- Импровизировать.
Для того чтобы ученик не заскучал, начало урока посвятите теории, середину — практике, а в конце повторите пройденный материал. Избегайте монолога, а паузы заполняйте вопросами аудитории, наглядными материалами, статистикой, новостями, трендами, историями из практики.
Оцениваем результат
Не стоит зацикливаться на поиске технических способов борьбы со списыванием, лучшее работайте над мотивацией учеников. Например, уделите внимание внеклассным активностям. Устройте классный час в формате «дистанционного чаепития».
За беседой расспросите ребят о домашних заданиях и занятиях, что им понравилось? Где возникают сложности, что они хотели бы воплотить из проектов. Разговор со школьниками поможет улучшить мотивацию при подготовке домашней работы, увеличит заинтересованность и, сведет к нулю процент недобросовестного выполнения заданий.
Читайте также: Как сохранить пароли при переустановке системыОшибки в организации дистанционного обучения
Не учитывать психологические отличия между онлайном и очным обучением.
Исследование образовательной деятельности, проведенное учеными из Высшей школы экономики в виде серии интервью с преподавателями российских учебных заведений, показало, что большинство респондентов считают основную массу современных студентов мало приспособленными к самообразованию. Во-первых, им удобнее учиться в графике, который разработал колледж или вуз, без самоконтроля. Во-вторых, они привыкли к тому, что постоянно получают индивидуально руководящие указания от преподавателей, оттачивая при этом навыки и ряд других компетенций. В-третьих, практически каждого студента мотивирует к учебе общение с другими обучающимися. При обучении в виртуальном классе все эти факторы прекращают действовать, ведь структура дистанционного урока отличается.
У большинства платформ совместной работы над проектами, созданными для бизнеса есть такие возможности. Например, такие бесплатные системы как Google Workspace, ispring online, MS Teams, classroom, якласс, moodle, отечественный «Р7-Офис» и ряд других включают в себя хранилища данных, в которых можно разместить учебные пособия, целевые документы и другие информационные обучающие материалы курсов. Более того, платформы выделяются простотой в использовании и оснащены обширным инструментарием для совместной работы на дистанционном обучении.
Учитель может систематизировать теоретический материал курсов таким образом, чтобы обеспечить группе учащихся комфортный доступ к ним. В облачных хранилищах можно распределить методические пособия, тексты лекций, тесты, интерактивные задания, доски и другой контент по отдельным модулям. Грамотное структурирование текстовых данных позволяет студентам быстро получать интерактивные учебные материалы в любое удобное для них время.
Пытаться оцифровать курсы в их обычном виде
Во многих случаях считается, что «дистант» отличается от привычного обучения только изменением формы взаимодействия со студентами. Зачастую это приводит к тому, что выстроить обучение преподаватели пытаются с помощью мобильных устройств через мессенджеры, такие как whatsapp, skype, telegram.
«Офлайн ты можешь считывать, и студенты могут считывать много невербальной информации <…> Ты понимаешь, что если студент сел на первую парту, то у него есть какая-то определенная позиция, а если студент забился в угол в конце аудитории, то тогда это имеет какое-то отношение к предмету. А в Zoom первой парты нет», — объяснил один из участников опроса, проведенного ВШЭ.
Также у преподавателя есть возможность разбивать проекты на подзадачи, распределять их между исполнителями и контролировать исполнение. Для этого в системы управления проектами включен обширный инструментарий: графические медиа, рисунки, таблицы, слайды, подготовка глоссария, тренажеры. Задачи можно ставить через календарь: студенты будут получать рекомендации по видеосвязи, напоминания о необходимости выполнить то или иное задание. Например, взять в библиотеке нужную книгу, учебники, подключиться к онлайн-встрече, пройти анкетирование, записаться на семинар, узнать результаты тестирования и т.д. Кроме того, в приложения для управления проектами включены специальные инструменты тайм-менеджмента: диаграммы Ганта и т.п.
Для сопровождения лучше использовать не самостоятельные менеджеры мобильных устройств, а встроенные чаты и комментарии, которые есть во всех современных облачных системах совместной работы. Они, как правило, на стадии проектирования встраиваются непосредственно в документы. Благодаря этому участники проекта могут избежать переключений между окнами. Кроме того, при желании историю переписки можно настроить так, чтобы она хранилась в файле и всегда была доступна. Это позволяет при необходимости вернуться к тому или иному этапу работы, изучить дополнительные материалы подробнее.
Перегружать учащихся
Из-за потери личного контакта с учащимися во время «удаленки» многие педагоги, опасаясь потери контроля над ними, сильно увеличивают количество дополнительных занятий, домашних заданий. По данным Института прогрессивного образования, в начальной и средней школе объем домашней работы в удаленном режиме оказался в 3,5 раза больше, чем в очном, а среднее время ее выполнения выросло с 2 до 6,5 часов. В старших классах продолжительность выполнения домашних заданий увеличилась с 3 до 8 часов. В вузах динамика оказалась схожей.
Такой рост нагрузок сказался на обучающихся негативно. По данным доклада Министерства науки и высшего образования «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию», из-за удаленки признаки психологического неблагополучия начали демонстрировать около 75% российских студентов экстерната, около 20% из них столкнулись с умеренной или даже тяжелой депрессией.
Не учитывать деятельность коллег
В исследовании, посвященном влиянию «удаленки» на систему образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы цитирует студента РАНХиГС, который объяснил сильную перегрузку тем, что преподаватели зачастую присылают текстовые задания в больших объемах для самостоятельной работы одновременно. Расставить приоритеты и сформировать график работы студенту в таких условиях может быть затруднительно.
Воспринимать дистанционку как что-то «легкодоступное»
Если в основе обучения не будет оптимальной системы, плана действий, то студенты, школьники легко подумают, что дистанционка ничем не отличается от каникул. При этом если обучение превращается в хаос, уже не получится наладить продуктивный процесс.
Это поможет выстроить удобный процесс обучения и проводить занятия, видеоконференции по гибкому расписанию. Обучающийся будет всегда знать, что задано на день, что и когда нужно сделать. Кроме этого, сможет непрерывно совмещать учёбу с другой внеурочной деятельностью.
Пытаться повторить обычный урок
Обучение в дистанционном формате отличается от обычных уроков в школе. Чтобы получить пользу, преподаватель должен уметь работать через интернет. Многие педагогов никогда ранее не сталкивались с работой онлайн, поэтому не знают, с чего начать, как правильно провести дистанционное обучение и как помочь студентам.
Таким образом, грамотно выстроенное дистанционное занятие будет максимально полезным. Ведь ученики смогут задать интересующие их вопросы и сразу получить понятный ответ преподавателя. Останется только закрепить знания, освоить материал, посмотреть видеоуроки, практикумы, решить домашку и почитать теорию.
Традиционная система оценок
Система оценивания, состоящая из «двоек» и «пятерок», устарела, поэтому не вписывается в онлайн-формат. Ведь дистанционное обучение требует современного полноценного подхода.
Скорость подключения к Интернету
Неизбежны ситуации отсутствия быстрого интернета на дому у учеников. Проблему плохого интернет-соединения не спасет никакая цифровая техника.
Большая часть IT-разработчиков рекомендует учитывать следующие данные:
- голосовые звонки – 384 Кбит/сек;
- видеозвонки – 512 Кбит/сек;
- видеозвонки, стандарт HD – 3 Мбит/сек;
- голосовая видеосвязь, нагрузка на сервер 5 участников – прием 5 Мбит/сек, передача 512 Кбит/сек.
На качество видео, аудио связи оказывают влияние: характеристики роутера, неисправности в программном обеспечении ноутбука, планшета, смартфона, стабильность доступа в интернет, предоставляемого провайдером.
Не забывайте о родителях
У родителей школьников, как правило, возникает много вопросов при переходе на новую форму обучения.
Стоит создать для родителей общий чат с помощью любого мессенджера WhatsApp, Viber, а также электронный журнал. Следующий шаг — отправить памятку в общий чат, некоторые вопросы можно решать через видеоконференцсвязь. Это исключит повторяющиеся вопросы, сэкономит в дальнейшем немало времени.
Если нужна регистрация на образовательных онлайн платформах по возможности стоит помочь родителям создать аккаунт. Это поможет им самостоятельно, используя компьютер, отслеживать процесс обучения своих детей.
Резюмируя
Сейчас выбор онлайн-платформ, которые позволяют организовать СДО, достаточно велик. Есть как зарубежные, так и отечественные программные продукты.
Данный продукт располагает всем необходимым функционалом, при этом застрахована от блокировок и ограничений, риску которых подвергаются зарубежные аналоги. С такими проблемами сталкивался Microsoft — ряд российских вузов на время потеряли доступ к системе MS Teams. Между Google и российскими контролирующими органами регулярно происходят конфликты, но полная блокировка сервисов корпорации маловероятна. Однако при полном переходе на «дистант», который в наше время исключать нельзя, даже перебои продолжительностью несколько дней могут серьезно повлиять на процесс обучения. Поэтому для его организации лучше использовать отечественные IT-решения.